Как распознать ребенка с СДВГ Печать
05.04.2024 11:48
Автор:М.Н.Грачева, психолог ЦДП «Гармония»  

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. Минимальную мозговую дисфункцию относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД - это наличие легких нарушений в работе мозга.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
 
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
 
Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
 
Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
 
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться.
 
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.
Особенности поведения:
  • появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
  • не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
  • вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.
Для диагностики СДВГ и определения данного диагноза, по крайней мере, шесть из следующих симптомов должен был присутствовать минимум 6 месяцев (у детей дошкольного возраста - 9 месяцев).
 
На основании этих симптомов, ребенку может быть диагностирован преимущественно невнимательный тип СДВГ, преимущественно гиперактивный - импульсивный тип СДВГ или СДВГ комбинированного типа.
 
- Гиперактивность. Термин «гиперактивный» часто вводит в заблуждение, поскольку для некоторых он предполагает, что ребенок находится в постоянном безостановочном движении. Однако мальчики с СДВГ, играя в игру, например, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома. Но когда ребенку уделяется повышенное внимание, его мозг усиливает двигательную активность. В оживленной среде - классе или переполненном магазине - дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно. Они могут взять без спроса у родителя товары с полок, побить людей – словом, у них все выходит из-под контроля, выливаясь в неустойчивое и странное поведение.
 
Симптомы гиперактивности и импульсивности (по крайней мере, шесть из них должны присутствовать):
 
Ребенок:
  • суетлив, не может сидеть спокойно; часто сидя ерзает или корчится;
  • часто в движении: бесцельно бегает, ерзает, карабкается, поднимается, вскакивает с места без разрешения и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • не может играть спокойно в тихие игры, отдыхать;
  • слишком много говорит;
  • выпаливает ответы на вопросы, прежде чем они были заданы до конца;
  • испытывает трудности в ожидании своей очереди;
  • часто прерывает других;
  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • часто вмешивается, прерывает;
  • характерны резкие смены настроения;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
- Внимание и концентрация. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, отвлекаются и делаются невнимательными по отношению к окружающей среде (например, большому классу). Кроме того, они невнимательны, когда атмосфера - спокойная или скучная.
 
Симптомы невнимательности (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев). • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях; • неспособность вслушиваться в обращенную речь (кажется, не слушает, когда говорят непосредственно ему); • неспособность доводить выполняемую работу до конца; • неспособность организовать свою деятельность; • избегает или не любит задачи, требующие устойчивого умственного усилия (отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости); • теряет вещи, необходимые для задач или видов деятельности: исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.); • забывчивость в повседневной деятельности;